Всё о творчестве режиссера Романа Михайлова – автора нового сериала «Путешествие на солнце и обратно»

Роман Михайлов — режиссёр, писатель, математик и профессор Российской академии наук — человек, создающий уникальную вселенную из фильмов, книг и спектаклей. Его новый сериал «Путешествие на солнце и обратно» переносит зрителей в 1990-е через коллективный сон.
1990-е
Михайлов видит 1990-е не через клише бандитских разборок, а как эпоху нежности и коллективного сна. «Путешествие на солнце и обратно» с молодыми актёрами — Марком Эйдельштейном, Олегом Чугуновым, Марией Мацель — не столько рассказывает историю, сколько погружает в ритмическое состояние, где драки, рейвы и крики сменяются убаюкивающим потоком. «История происходит за закрытыми шторами. Музыка и ритм помогают это выразить», — говорит режиссёр. Его 90-е — это симфония маленького сообщества, где живые и ушедшие друзья сливаются в общем сне.
Кино как сон
Для Михайлова кино — это способ транслировать сны, личные и коллективные. «Кино существовало всегда, это сны. Через 30 лет люди увидят наш сон о 1990-х, как мы видим сны Эйзенштейна о штурме Зимнего», — объясняет он. Его сериал — мост в будущее, где новое поколение воспримет 90-е через его эстетику.
Коллективный сон, по Михайлову, — это общее чувство, связывающее людей через неуловимые нити. Вспоминая детство 1980-х в хрущёвке, он говорит о благодати, связывающей людей и небо, но разрушаемой официозом. «Школа, идеология — это бред. Реальность была в ковре, хрустале, портретах на стенах. Данность мира достаточна для познания и спасения», — утверждает он. Его кино и проза — попытка выразить эту интимную метафизику, русский миф, где живые и мёртвые связаны.
Учителя и маргиналы
Михайлов учился у маргиналов — людей с тяжёлой судьбой, но чистотой и честностью. Один из них, бывший зэк, стал для него ориентиром в вопросах доверия и понимания мира. В науке и в Индии он тоже находил наставников с оригинальным видением. «Эти люди дарили мне тепло и знания. Мы вместе работали над сериалом», — говорит он.
Метод
Режиссёрский метод Михайлова — ролевая игра и отказ от жёсткого сценария. Актёры привносят живой опыт, который невозможно сымитировать. «Если режиссёра ничего не удивляет на площадке, выходит сухо. Я реву, ползаю, бьюсь в экстазе за плейбэком», — признаётся он. Иногда реальность вторгается в съёмки: сцены панических атак из сериала отразились на самом Михайлове, вызвав у него схожие переживания.
Его актёры — Марк Эйдельштейн, Олег Чугунов, Фёдор Лавров — друзья, с которыми он делится жизнью. «Дружба — это благословение. Мы болтаем, советуем друг другу, танцуем брейк на Арбате», — говорит он, сравнивая свою работу с традицией Бергмана и Тарковского, где режиссёр и актёры становятся семьёй.
Математика как поэзия
Михайлов, решивший десятки математических проблем, включая задачу размерных подгрупп, видит математику не как науку, а как поэзию или «номадический сленг». «На границе явного и неявного живут паттерны, как змейки, которые я высвечиваю. В искусстве я делаю то же самое — раздуваю паттерны в сценарии и пьесы», — объясняет он. Его дневники 30-летней давности показывают: интерес к юнгианским синхрониям, Востоку и новым языкам остаётся неизменным.
Индия и вера
Индия стала для Михайлова второй родиной. Изучая хинди, санскрит и индийскую философию, он погрузился в местную культуру. В 2003 году в Аллахабаде он пережил духовный переворот, вернувшись к христианству. «Я шёл по дороге, и что-то коснулось меня сверху. Я сказал: „Я верую во Христа“», — вспоминает он. С тех пор он читает Новый Завет и видит свои фильмы как часть христианской жизни — поиск божественных искр в мире.
Церковь, свобода и сказки
Михайлов живёт аскетично, избегая излишеств, и проповедует веру личным примером. Церковь для него — сложный организм, где есть и святость, и бюрократия. «Христианство — это свобода общения с Богом, а не навязывание правил. На литургии мы за одним столом со Христом, вне времени», — говорит он. Его интерес к сказкам — русским, индийским — связан с идеей расколдовывания мира через любовь. «Мир болен, заколдован. Любовь — матери к сыну, человека к человеку — преодолевает смерть и время», — утверждает он.
Живые и мёртвые
Связь с ушедшими — ключевой мотив творчества Михайлова. «Мы вместе плачем, горюем, радуемся. Умершие снятся, они в памяти, на портретах, в молитвах», — говорит он. В его детстве кладбище было частью быта, а в культуре он видит переплетение миров живых и мёртвых, особенно в русской традиции, у Платонова или богоискателей.
1990-е
Михайлов видит 1990-е не через клише бандитских разборок, а как эпоху нежности и коллективного сна. «Путешествие на солнце и обратно» с молодыми актёрами — Марком Эйдельштейном, Олегом Чугуновым, Марией Мацель — не столько рассказывает историю, сколько погружает в ритмическое состояние, где драки, рейвы и крики сменяются убаюкивающим потоком. «История происходит за закрытыми шторами. Музыка и ритм помогают это выразить», — говорит режиссёр. Его 90-е — это симфония маленького сообщества, где живые и ушедшие друзья сливаются в общем сне.
Кино как сон
Для Михайлова кино — это способ транслировать сны, личные и коллективные. «Кино существовало всегда, это сны. Через 30 лет люди увидят наш сон о 1990-х, как мы видим сны Эйзенштейна о штурме Зимнего», — объясняет он. Его сериал — мост в будущее, где новое поколение воспримет 90-е через его эстетику.
Коллективный сон, по Михайлову, — это общее чувство, связывающее людей через неуловимые нити. Вспоминая детство 1980-х в хрущёвке, он говорит о благодати, связывающей людей и небо, но разрушаемой официозом. «Школа, идеология — это бред. Реальность была в ковре, хрустале, портретах на стенах. Данность мира достаточна для познания и спасения», — утверждает он. Его кино и проза — попытка выразить эту интимную метафизику, русский миф, где живые и мёртвые связаны.
Учителя и маргиналы
Михайлов учился у маргиналов — людей с тяжёлой судьбой, но чистотой и честностью. Один из них, бывший зэк, стал для него ориентиром в вопросах доверия и понимания мира. В науке и в Индии он тоже находил наставников с оригинальным видением. «Эти люди дарили мне тепло и знания. Мы вместе работали над сериалом», — говорит он.
Метод
Режиссёрский метод Михайлова — ролевая игра и отказ от жёсткого сценария. Актёры привносят живой опыт, который невозможно сымитировать. «Если режиссёра ничего не удивляет на площадке, выходит сухо. Я реву, ползаю, бьюсь в экстазе за плейбэком», — признаётся он. Иногда реальность вторгается в съёмки: сцены панических атак из сериала отразились на самом Михайлове, вызвав у него схожие переживания.
Его актёры — Марк Эйдельштейн, Олег Чугунов, Фёдор Лавров — друзья, с которыми он делится жизнью. «Дружба — это благословение. Мы болтаем, советуем друг другу, танцуем брейк на Арбате», — говорит он, сравнивая свою работу с традицией Бергмана и Тарковского, где режиссёр и актёры становятся семьёй.
Математика как поэзия
Михайлов, решивший десятки математических проблем, включая задачу размерных подгрупп, видит математику не как науку, а как поэзию или «номадический сленг». «На границе явного и неявного живут паттерны, как змейки, которые я высвечиваю. В искусстве я делаю то же самое — раздуваю паттерны в сценарии и пьесы», — объясняет он. Его дневники 30-летней давности показывают: интерес к юнгианским синхрониям, Востоку и новым языкам остаётся неизменным.
Индия и вера
Индия стала для Михайлова второй родиной. Изучая хинди, санскрит и индийскую философию, он погрузился в местную культуру. В 2003 году в Аллахабаде он пережил духовный переворот, вернувшись к христианству. «Я шёл по дороге, и что-то коснулось меня сверху. Я сказал: „Я верую во Христа“», — вспоминает он. С тех пор он читает Новый Завет и видит свои фильмы как часть христианской жизни — поиск божественных искр в мире.
Церковь, свобода и сказки
Михайлов живёт аскетично, избегая излишеств, и проповедует веру личным примером. Церковь для него — сложный организм, где есть и святость, и бюрократия. «Христианство — это свобода общения с Богом, а не навязывание правил. На литургии мы за одним столом со Христом, вне времени», — говорит он. Его интерес к сказкам — русским, индийским — связан с идеей расколдовывания мира через любовь. «Мир болен, заколдован. Любовь — матери к сыну, человека к человеку — преодолевает смерть и время», — утверждает он.
Живые и мёртвые
Связь с ушедшими — ключевой мотив творчества Михайлова. «Мы вместе плачем, горюем, радуемся. Умершие снятся, они в памяти, на портретах, в молитвах», — говорит он. В его детстве кладбище было частью быта, а в культуре он видит переплетение миров живых и мёртвых, особенно в русской традиции, у Платонова или богоискателей.
Смотрите также:

Самых яркие и необычные картины фестиваля «Горький fest» 2025
В Нижнем Новгороде завершился IX фестиваль нового российского кино «Горький fest», где игровые, документальные, короткометражные и полнометражные фильмы соревновались в едином конкурсе. Темой

Рецензия на фильм «Материалистка», где Дакота Джонсон играет в любовь на фоне манхэттенских небоскребов
Селин Сон, режиссер, известная по «Прошлым жизням», возвращается с новым фильмом — «Материалистка». Эта картина переносит нас в мир манхэттенской элиты, где любовь становится предметом расчета, а

Стоит ли смотреть «Ровесник» — новый фильм о ностальгии по 1990-м?
В российский кинопрокат ворвался дебютный фильм режиссёра Фёдора Кудрявцева «Ровесник» — необычная смесь мокьюментари, молодёжной драмы и размышлений о времени. Картина, в которой блистают Анна

Дэвид Кроненберг рассказал о чем на самом деле его новый фильм «Саван»
Новый фильм Дэвида Кроненберга «Саван» выходит в российский прокат – не столько привычный для режиссёра боди-хоррор, сколько глубокое размышление о смерти, трауре и человеческой природе.

Финал «Игры в кальмара»: что известно о третьем сезоне?
27 июня 2025 года Netflix выпустил третий и финальный сезон южнокорейского сериала «Игра в кальмара» — самого популярного проекта в истории платформы. Сериал, созданный Хван Дон-хёком, с момента
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются